четверг, 13 августа 2009 г.

Конструктивная и деструктивная критика. Где грань или третья ступенька успеха

Всем привет!!!

Рад, что снова пишу, значит думаю, значит живу, значит все здорово!!!

Итак, сегодня я хотел бы поговорить о критике, а вернее о самокритике, потому что самокритика важнее, чем критика других людей. Ведь если умеешь критиковать себя правильно, значит, и будешь критиковать других людей правильно. Кроме, конечно исключений.

Казалось бы, как может критика быть правильной и полезной? Оказывается, может, а еще какой. Вообще, если говорить честно, то критика является самым действенным инструментом управления человеком. Кто-то может поспорить, сказать, что существует правило "Кнута и пряника", в котором к критике прибавляется похвала. Но все же, согласитесь, критика без похвалы может приносить плоды (тем более что при похвале есть критика), а похвала без критики вскоре начнет давать большой крен и приведет совсем к другому результату.

Еще немного расскажу о пользе критики и потом перейду непосредственно ближе к проблеме данной статьи. Итак, почему критика так важна. Мне кажется, что в нашей жизни не бывает ничего совершенного. Любой из вас, наверняка когда-то делал что-то и получал результат. Но проходило время, и мы понимали, что его можно улучшить, модернизировать, либо сделать что-то новое, что-то лучшее. ЛУЧШЕЕ, вот ключевое слово. Нас на каком-то этапе переставало удовлетворять наше творение, и мы его улучшали!!!

Потом мы делали лучше и как бы себя хвалили за это. Но на самом деле это новое родила критика, мы критиковали старое и сделали новое. И как мы, когда "хвалим" себя, оцениваем "хорошесть" нового? Мы используем для этого критику, мы находим изъяны в старом, которых нет, т.е. мы критикуем!!! Да мы постоянно что-то критикуем, и это позволяет нам двигаться вперед. Вот именно поэтому я считаю критику ведущим инструментом в развитии!!!

Но критика имеет и оборотную сторону. Она может разрушить в одночасье все, она может заставить человека деградировать, погибать. Вспомним хотя бы, сколько раз великие писатели сжигали свои произведение под влиянием критики. Вот мы и подобрались к тому, что критикой нужно учиться управлять, нужно правильно применять ее и воспринимать!!! Ну а теперь поговорим поподробнее о том, как это делать!!!

Итак, как мы уже выяснили, критика может нести развитие, а может и приводить к деградации. Если говорить научно, то критика бывает конструктивной и деструктивной. Конструктивная критика - это такая критика, которая ведет к улучшению, к развитию. Деструктивная же критика наоборот приводит к разрушению, ухудшению. Я не претендую на энциклопедическое определение, я пытаюсь передать только смысл.

Так как же применять критику так, чтобы она была конструктивной, чтобы можно было развиваться? На самом деле, все достаточно просто. Здесь главное, как и во многих делах, "не рубить с плеча". Горячесть, резкость в данный момент скорее приведет к критике деструктивной, а нам это не нужно, мы стремимся к другому. Теперь поговорим о том, как же все-таки стоит применять критику.

Сначала нужно для себя определить ситуацию, нужно зафиксировать положение, в котором и будем проводить процедуру критицизма. Потом мы определяем пункт назначения, к которому мы стремимся и только после этого переходим к самому процессу. Итак, мы определили исходное положение, определили пункт назначения. Казалось бы, еще не критиковали. А нет, мы уже сделали критику, мы определили пункт назначения, т.е. покритиковали текущее положение, т.е. нас оно не устраивает. Тем самым мы видим, что, не замечая того, мы сами уже критикуем.

Вот в этом и заключается основная задача критики. Незаметно, гладко, спокойно покритиковать, чтобы определить цели и направление движение. Только такая критика называется конструктивной.

А теперь скажу несколько слов о том, как критиковать в тех случаях, когда критика идет напрямую, заметно, так сказать. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда достигнутый результат не соответствует тому, который планировался. Т.е. после скрытой критики, в случае, если мы пришли не к тому пункту назначения, к которому собирались, мы используем открытую критику.

В этой ситуации самое главное продолжать критиковать результат, как и при скрытой критике, а не исполнителя результата. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ КРИТИКОВАТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ!!! НИКОГДА!!! Это объясняется простой психологией, тем, что если производить критику исполнителя, то он может под авторитететом критикующего поверить в то, что он не способен на достижение нужного результата и практически 100%-но не сможет достигнуть нужного результата. В этом случае нам можно критиковать только результат или процесс получения результата, но делать это таким образом, чтобы была возможность исполнителю понять, что данным процессом получить результат нельзя, но можно это сделать, изменив процесс. Тогда все усилия будут потрачены на поиск необходимого процесса или механизма достижения результата.

Удивительно, но если мы будем действовать в таком ключе, то перестанем замечать критику, вся наша критика будет скрытой, а скрытую критику мы не замечаем. Вот отсюда то и вывод: Если хочешь достичь результата, критикуй так, чтобы этого никто не заметил.

Да, этот процесс перевоспитания критики из открытой в закрытую является достаточно сложным, но он стоит того. Могу с уверенностью заявить, что самые лучшие объекты материального и нематериального мира делают те, кто постоянно себя критикует и меняет процесс, постоянно меняет процесс. А почему они это делают с легкостью? Все потому что они критикуют скрыто, они не травмируют свою психику открытой деструктивной критикой!!! Поэтому то они и добиваются успеха!!!

Вот и все, мое затянувшееся рассуждение подходит к концу, надеюсь, что вы, дорогие читатели, сможете подчеркнуть для себя что-нибудь полезное из данной статьи.

До встречи на новой ступеньке успеха!!!

1 комментарий:

  1. когда мы научимся стимулировать к действию, критикуя, когда критика станет одобрением даже для собаки - вот тогда можно говорить о власти позитивной критики:)...а...способов травмировать психику существует великое множество...причем, некоторые люди даже не понимают, что их откритиковали; не дошло до осознания:).

    И, наверное, это - хорошо...мое субъективное мнение...

    ОтветитьУдалить

оставьте свой комментарий...